Методические ресурсы

Как вести себя с суицидальными учащимися в школе

развернуть

Выявление подростков, переживающих стресс и нуждающихся в помощи, обычно не представляет особой проблемы. Гораздо труднее решить, как следует вести себя в отношении детей и подростков с суицидальными тенденциями.

Многие работники школ обладают способностью к чуткому и уважительному обращению с учащимися, испытывающими страдание и суицидальные переживания, в то время как другие этими навыками не владеют. В последнем случае их следует этим умениям обучить. При контактах с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Выявление у учащегося признаков суицидального кризиса и оказание помощи в его преодолении может вызвать внутренний конфликт у учителей и других школьных работников, поскольку порой они либо не обладают нужными навыками, либо им не хватает времени, или же они опасаются столкновения с собственными психологическими проблемами.

 

Общая превенция: до возникновения суицидальных действий

 

Наиболее важным аспектом суицидальной превенции является раннее выявление детей и подростков, переживающих стресс и/или подвергающихся повышенному суицидальному риску. Для достижения этой цели особое внимание должно уделяться обшей ситуации, в которой находятся работники и учащиеся школы, и ее коррекции с помощью описанных далее методов. Многие эксперты полагают, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По их мнению, вместо обсуждения проблемы самоубийства, предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

Укрепление психического здоровья учителей и других работников школ.

Прежде всего, важно обеспечить психологическое благополучие учителей и всех работников школы. Обстановка на работе может быть для них психологически неблагоприятной или нести в себе заряд агрессии, а иногда и насилия. Поэтому они нуждаются в информационных материалах, помогающих им разобраться в ситуации и предлагающих адекватные способы реагирования на психологическое напряжение или возможные психические дисфункции у самих себя, учеников и коллег. Кроме того, им бывает необходима поддержка и, при необходимости – лечение, которое следует им предоставить.

Укрепление самоуважения и положительной самооценки учащихся.

Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни.

Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы. Ниже перечислены некоторые рекомендуемые подходы:

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.).
  • Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
  • Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они – дети.

Жалость и сочувствие снижают самоуважение, тогда как эмпатия способствует его повышению, поскольку она не содержит осуждения. В раннем детстве самостоятельность и собственные умения являются строительным материалом формирования самоуважения и положительной самооценки.

Самооценка у подростков зависит от развития физических, социальных и трудовых навыков. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток или юноша должен приобрести независимость от семьи, школы и окружающих сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать собственную осмысленную жизненную позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.

Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других, а затем в курсе школьной программы. Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.

Кроме того, система образования должна способствовать развитию и укреплению чувства идентичности у любого учащегося.

Еще одной важной задачей является обеспечение стабильности и преемственности в школьном обучении.

Поощрение выражения эмоций и чувств.

Детей и подростков следует учить серьезному отношению к собственным чувствам и поощрять их к искреннему обмену переживаниями с родителями и другими взрослыми, такими как учителя, школьный фельдшер, психолог, педагог социальный, друзья, спортивный тренер, священник.

Предотвращение запугивания и физического насилия в школе.

В системе образования следует использовать специальные меры предотвращения запугивания и физического насилия в школе или на ее территории. Это является необходимой мерой обеспечения безопасной обстановки, свободной от взаимной нетерпимости.

Информирование о возможностях оказания помощи.

Доступность специальных служб оказания помощи должна обеспечиваться путем широкого распространения сведений о них, в том числе среди детей и подростков. Речь идет, например, об информации относительно телефонных номеров кризисных телефонных линий и служб неотложной психиатрической помощи.

 

Интервенция:

меры, которые следует предпринимать при выявлении риска самоубийства

 

В большинстве случаев, у детей и подростков, переживающих стресс и/или подвергающихся риску суицидального поведения, существуют еще и проблемы общения, т.е. неспособность или невозможность обсуждения с кем-либо возникших проблем. Поэтому с этими подростками, юношами и девушками, в первую очередь, следует установить диалог.

Общение.

Первым шагом в превенции самоубийства всегда является доверительное общение. Диалог с человеком во время суицидального кризиса является необычайно важным. Отсутствие доверительного общения и обусловленное этим нарушение взаимодействия между людьми приводит к перечисленным ниже последствиям:

  • Возникает ситуация, когда молчание и нарастающая напряженность в отношениях не позволяют сделать ничего полезного для подростка. Нередко причиной отсутствия диалога являются ложные опасения взрослого, что обсуждение с ребенком или подростком его суицидальных мыслей и высказываний может спровоцировать его на совершение суицидального акта.
  • Амбивалентность реакций взрослых. Очень часто столкновение взрослых людей с суицидальными высказываниями ребенка или подростка вызывает обострение их собственных психологических конфликтов. Психологическое напряжение, вызванное общением со страдающим или суицидальным ребенком или подростком, может достигнуть большой интенсивности и сопровождается широким спектром эмоциональных реакций. В некоторых случаях у взрослого, находящегося в контакте с такими детьми или подростками, актуализируются собственные эмоциональные проблемы. Иногда подобные проблемы оказываются весьма серьезными у работников школы, амбивалентность (неоднозначность) чувств которых – стремление помочь суицидальному ученику и одновременно возникающее нежелание или неспособность предпринять соответствующие меры – может привести к отказу от обсуждения проблемы.
  • Возникает прямая или опосредованная агрессия. Иногда дискомфорт, который испытывают взрослые, выливается в осознанную или бессознательную агрессию против ребенка. В результате взрослые реагируют словесной или невербальной агрессией в отношении страдающего или суицидального ребенка/подростка.
  • Важно понять, что в процессе общения учитель не является одиноким, поэтому обучение способности вести доверительную беседу во время суицидального кризиса является особенно важным моментом. Диалог должен соответствовать ситуации. Он подразумевает признание самоценности детей и подростков и их потребности, прежде всего, в помощи, а не в дидактическом подходе (с позиции старшего).

Дети и подростки, переживающие стресс или подвергающиеся риску самоубийства, часто бывают чрезмерно чувствительными к стилю общения других людей, иными словами молодежь в состоянии суицидального кризиса особенно чувствительна не столько к тому, что говорится, но и, к тому, как это говорится. Эта чувствительность может быть обусловлена тем, что в период их воспитания у них не сложились доверительные отношения с членами семьи и сверстниками, поэтому они сталкивались с отсутствием интереса, уважения и любви к себе со стороны окружающих. Повышенная чувствительность суицидального подростка проявляется как в словесном, так и невербальном общении. Порой больше пользы приносит невербальная коммуникация – «язык жестов и прикосновений». Взрослых не должно обескураживать нежелание детей и подростков разговаривать с ними. Они должны помнить, что установка на избегание контакта часто является признаком недоверия к взрослым.

Взрослые могут столкнуться с  тем, что ребенок отвергает их помощь. На самом деле он одновременно и желает, и не хочет ее. Суицидальные дети и подростки проявляют выраженную амбивалентность в отношении того, принять ли предложенную им помощь, или отвергнуть ее, продолжать жить, или умереть. Эта амбивалентность явно отражается в их поведении, они легко переходят от обращения за помощью к ее отвержению, и окружающие могут неправильно интерпретировать их поступки. Поэтому для достижения положительного результата в диалоге необходимы мягкость и настойчивость, терпение и максимальное проявление сочувствия и любви.

Повышение квалификации работников школы.

Обучение специальным навыкам общения с суицидальными подростками должно осуществляться в ходе специальных курсов практического обучения, направленных на выработку подходов общения между учащимися и учителями, а также на повышение уровня осознания и понимания преподавателями и другими работниками школы суицидального риска. Ключевыми мерами превенции самоубийств являются повышение квалификации всех работников школы, в компетенцию которых входят беседы с коллегами и учащимися о вопросах жизни и смерти, обучение их выявлению стрессовых состояний, признаков депрессии и суицидального поведения, повышение уровня их знаний о доступных видах психологической поддержки и других источниках помощи.

Важными инструментами в профилактической работе являются специальные руководства по превенции самоубийств, в которых ясно сформулированы цели и четко определены ограничения этой работы.

Направление к специалисту.

Быстрая, решительная и при необходимости – властная, авторитарная интервенция, а именно – направление суицидального подростка к врачу общего профиля, детскому психиатру или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.

Эффективность медицинских служб для детей и подростков в плане суицидальной превенции связана с их доступностью, они не должны отпугивать людей, и контакт с ними не должен оставлять на пациенте социального клейма (стигмы). Если ученик находится в состоянии суицидального кризиса, его следует активно направить или лично доставить в сопровождении работника школы в медицинское учреждение, где его принимает команда, состоящая из врачей, медицинских сестер, социальных работников и юристов, задачей которых является защита прав ребенка. Подобное активное направление учащегося в медицинское учреждение не позволит ему уклониться от обращения, что вполне может произойти, если просто выписать направление, выдать его на руки или отправить по почте.

Ограничение доступности средств самоубийства.

Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку.

 

Если совершена суицидальная попытка или самоубийство

Информирование работников школы и соучеников.

В школах должны существовать специальные инструкции относительно информирования работников школы, особенно, учителей, а также учащихся и их родителей, о совершении в школе суицидальной попытки или самоубийства. Эти меры направлены на предотвращение кластеризации самоубийств, т.е. проявления «эффекта заразительности». Этот эффект является следствием психологической тенденции суицидальных детей и подростков подражать деструктивным действиям людей, совершивших самоубийство или суицидальную попытку.

Важно не только выявить всех учеников с суицидальными тенденциями, обучающихся в том же и в других классах школы. Суицидальный кластер может охватить не только знакомых друг с другом детей и подростков, даже совершенно чужие и никогда не встречавшие самоубийцу юноши и девушки могут имитировать его поведение и, в результате, тоже совершить самоубийство.

Соучеников, работников школы и родителей следует тактично, но объективно известить о самоубийстве или суицидальной попытке, совершенной учеником, и проработать переживания, вызванные случившимся событием.

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Самоубийство не является громом с ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. Превенция самоубийств является для учителей и других работников школы задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

  • своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • облегчение душевных страданий;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  • осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

 

свернуть

Практико – ориентированный проект "Году малой родины посвящается..."

развернуть

Сказка "Колобок" в рамках акции "Час кода"

развернуть

Сказка «Колобок»

(Для учащихся начальных классов)

Цели:

повышение интереса учащихся к предмету;

расширение кругозора в области информатики.

Задачи:

в увлекательной и доступной форме пробудить интерес учащихся к изучению программирования;

познакомить учащихся на практике с работой программиста.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация( https://yadi.sk/d/Y6hmTpNaN4887Q ), финальная песня колобка( https://yadi.sk/d/tdi7m1R8pMAGoA ).

Действующие лица: учитель информатики, Сказочник, программист Вася, Колобок, дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса.

 

Учитель информатики: Здравствуйте дети. Я – учитель информатики. Сегодня этот урок у вас проведу я. В нашей школе проходит неделя информатики. А вы знаете, что изучают на уроках информатики?

Дети высказывают свои версии.

Учитель: Правильно, на уроках информатики мы учимся работать на компьютере. Мы рисуем, пишем, составляем таблицы, делаем презентации, создаем небольшие мультфильмы. Но это еще не все. Есть особая тема –«Программирование». Слышали вы такое слово? Что это такое?

Дети отвечают.

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, а компьютер понимает наш обычный язык? Правильно, ребята. Компьютер не понимает обычного языка. У компьютера есть свой специальный язык. И называется он - язык программирования. На языке программирования для компьютера пишут специальные программы. А вы знаете, что такое программа?

Дети высказывают предположения.

Учитель: Программа – это набор команд, которые должен выполнить компьютер(Можно привести пример). Программировать - это значит писать для компьютера такие инструкции, которые объясняют, как и что ему надо делать. Оказывается, нас повсюду окружают компьютерные программы. Мы каждый день с вами пользуемся устройствами, которые управляются программами. Что это за устройства?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Правильно. Это компьютер, телефон, стиральная машина, микроволновая печь, автомобиль и т.д.

Так вот, чтобы написать программу для компьютера, надо знать язык программирования. В школе мы со старшими учениками изучаем язык программирования Паскаль, а с учениками 2-го класса - язык Scratch. 

Учитель: И поэтому сегодня у нас будет урок, который называется «Час кода». И мы с вами попробуем стать настоящими программистами. Попробуем написать самую настоящую программу.

Играет музыка и заходит Сказочник.

Сказочник: Здравствуйте дети! Как вас много здесь собралось. Наверное, вы знали, что приду к вам в гости.

Учитель: Здравствуйте, а вы кто такой?

Сказочник: Как кто такой? Я – Сказочник. Когда я прихожу в гости, я всегда рассказываю сказки. Дети, вы любите сказки?

Дети: да

Учитель: Вообще-то у нас сейчас идет урок «Час кода». И мы с детьми...

Сказочник: будете слушать мою сказку.

Учитель: Нет, господин Сказочник, мы будем составлять программы.

Сказочник: Кому нужны ваши программы?

Учитель: Дети, а действительно, кому нужны программы? Где они используются?

Дети отвечают.

Выходят герои сказки «Колобок».

Учитель: Подождите, подождите. Вы кто такие? Дети, кто это?

Дети отвечают.

Учитель: А вам что здесь надо? У нас, между прочим, урок. И вы нам мешаете.

Колобок: Извините! (Обращается к Сказочнику). Оказывается, с программами жить проще. Господин Сказочник, а почему мы все по старинке, покатился, сел на пенек. Я всегда путаю: когда покатился по дорожке, когда сел на пенек, от кого надо убегать, от кого не надо. И результат - меня всегда съедают.

Лиса: Я, может, не хочу есть колобка. Он такое симпатичненький. Да и за фигурой я слежу. У меня, может, скоро показ модной одежды.

Все герои начинают шуметь.

Сказочник: Ладно, ладно. Только, что же делать. Писать программы я не умею, я только сказки придумываю.

Учитель: Господин Сказочник, я думаю, что мы вам с ребятами поможем. И придумаем новую сказку. Как ребята, поможем господину Сказочнику? У меня есть знакомый программист, его зовут Вася. Вася, помоги нам составить программные коды для героев сказки «Колобок».

Вася: Что-то такую сказку я не очень помню.

Учитель: Мы все вместе тебе будем подсказывать. Согласны, дети?

Дети: Да

Учитель: Итак. Господин Сказочник, рассказывайте нам свою сказку, мы с ребятами и с Васей будем составлять программные коды.

Включается презентация (1 слайд) (следить за триггерами!)

Сказочник: (2 слайд)

Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберётся».

Баба(задумалась) : Я вот, извиняюсь, старая стала, забываю: где поскрести, где подмести

Учитель: А вот мы сейчас поможем. Дети давайте составим бабушке программу.

Вася показывает коды.

Учитель: Да, Вася, ты действительно плохо помнишь эту сказку. Ребята, давайте выберем, нужный нам код.

Ребята подсказывают, какие команды надо оставить.

Сказочник: Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко остудить.

(3 слайд)

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, и покатился по дорожке.

(Колобок сидит и ничего не делает)

Колобок: Нет, вы что издеваетесь, ну как тут запомнишь? Куда прыгнуть. Куда покатиться?

Учитель: Поможем Колобку?

Снова составляют программные коды.

Колобок, глядя на экран, выполняет команды.

Включается музыка, под которую колобок убегает от деда и бабы.

Сказочник: Катится колобок по дороге, а навстречу ему…

Колобок: Стоп, стоп. Здесь тоже надо мне составить программу, а то зверей много, что мне надо делать?

Учитель: составим программный код для колобка. (4 слайд)

Ребята подсказывают, какие команды надо оставить.

Играет музыка, под которую появляется заяц.

(Во время диалога колобок смотрит на программу).

Сказочник: Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Ты кто, заяц?» - «Заяц» -«Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

Я колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

Я у дедушки ушёл,

Я у бабушки ушёл,

И от тебя, заяц, тоже уйду!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!

Играет музыка колобка.

Играет музыка для волка.(Слайд 5)

Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

Колобок: Ты кто? Волк? — Волк.

(Во время диалога колобок смотрит на программу).

«Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

Я у дедушки ушёл,

Я у бабушки ушёл,

Я от зайца ушел,

И от тебя, волк, тоже уйду!

Сказочник: И покатился себе дальше, только волк его и видел!

Играет музыка колобка.

Играет музыка для медведя.(Слайд 6)

Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

Колобок: «Ты кто? Медведь?» — «Медведь».

(Во время диалога колобок смотрит на программу).

— «Где тебе, косолапому, съесть меня»

Я колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

Я у дедушки ушёл,

Я у бабушки ушёл,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушёл,

И от тебя, медведь, тоже уйду.

И опять укатился; только медведь его и видел!

Играет музыка колобка.

Сказочник: Катится, катится колобок… (Слайд 7)

Учитель: Ребята, мы забыли составить для колобка программный код для встречи с лисой. Мы с вами можем колобка спасти. (Слайд 8). Запомнил, колобок, что надо делать, когда встретишься с лисой?

Играет музыка для лисы.

Сказочник продолжает: Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький».

Колобок смотрит на программу и пытается сразу убежать, лиса его ловит и говорит:

(Слайд 9)

Лиса: Подожди, а как же песенка? Только, я старая стала, плохо слышу, сядь-ка мне на носик да пропой погромче».

Лиса: Ой, опять, но я не хочу есть колобка.

Колобок: И я не хочу, чтобы меня съели. (Грозит Сказочнику).

Лиса: Вася, ты такой умненький, составь программу так, чтобы все закончилось хорошо.

Вася показывает программные коды. (Слайд 10)

Колобок: Ну, вот совсем другое дело.

Лиса и колобок начинают снова свою сцену.

Лиса: Колобок, колобок, я тут слышала, ты песенку поешь хорошо. Спой мне, пожалуйста.

Колобок: А возьмешь меня на Евровидение от нашего леса, тогда спою.

Лиса: Ты спой, а мы все вместе решим. Правда, ребята?

Колобок поет песню под фонограмму.

Лиса: Ну, что, ребята, возьмем колобка на Евровидение?

Дети отвечают: Да

Лиса и колобок уходят.

Сказочник: Какая интересная получилась сказка. Пойду-ка я, ребята, записываться на курсы программирования. Оказывается, составлять программы не так сложно, а пользы от них много.

Сказочник уходит.

Учитель: Ну что, ребята, понравилась вам сказка?

Дети: Да.

Учитель: А кто помнит: как называются люди, которые составляют программы? И мы сегодня с вами были настоящими программистами. А про какие языки программирования мы с вами сегодня говорили?

Если дети не помнят, учитель подсказывает.

Учитель: Наш Вася не только помог сказку рассказать, но и успел составить компьютерную игру «Приключения колобка» на языке Scratch. И приглашает нас с вами протестировать эту игру.

Ученики садятся за компьютеры и играют в компьютерную игру.

(https://scratch.mit.edu/projects/268103222/)

 

 

 

 

 

свернуть

Урок обслуживающего труда по теме "Пабудова чарцяжа швейнага вырабу"

11.12.2017
развернуть

Характеристика метода учебных проектов

развернуть

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть го­тов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

Поэтому в настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую по­пулярность.

Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний, их практического

применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

Проектная деятельность способствует:

  • воспитанию обучающихся, способных быть самостоятельными в мышлении и
  • действиях;
  • развитию умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества;
  • развитию умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути
  • их решения;
  • развитию критического мышления.

Важные идеи:

  • путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления»;
  • главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, а и почему мы

это делаем;

  • что я лично могу сделать для решения этой проблемы;
  • важен не только процесс в проектной работе, но и результат, и как он представлен

публике;

  • в работе над проектом обучающийся выступает в роли исследователя, а

преподаватель – в роли консультанта, и он вдохновляет обучающихся на то, что они

делают.

Метод проектов - это такая технология, по которой ученик самостоятельно выполняет весь запроектированный цикл от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, редактирует, производит работы, связанные с внедрением. Но более плодотворно работа по методу проектов ведётся в группах, потому что в этом случае обучающийся не только осуществляет самостоятельно организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ, но и приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и организации коллективного труда.

При проектном методе обучения преподаватель может и должен только лишь подсказать источники информации, может направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, но ни в коем случае не должен решать проблему вместе с учениками. Только в этом случае обучающиеся решат задачу самостоятельно, применив необходимые знания подчас из разных областей и получить реальный и ощутимый для себя практический результат.

В чем заключается метод проектов?

Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Учебный проект – это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы. Особый интерес обычно представляют общественно значимые проекты.

 Классификация учебных проектов 

  • По содержанию: монопредметный, межпредметный
  • По организационной форме: индивидуальные, в малых группах, коллективные
  • По времени реализации проекта: длительные, краткосрочные, малые.
  • По характеру контактов: внутренний, международный
  • По виду деятельности: исследовательские проекты, практико-ориентированные проекты, информационные проекты, творческие проекты, игровые проекты.

С чего начать?

Начать необходимо с обсуждения предполагаемых тем проектов, формулировок, этапов и плана работы. Это обсуждение можно провести в форме мозгового штурма, метода вопросов, метода «Я сделаю это», метода алгоритмов, ролевой игры, или любой другой техники. Чаще наиболее эффективным является мозговой штурм.

Итак, сначала нужно выбрать тему проекта.

Темы проектов можно выбирать:

  • социально значимые;
  • направленные на углубление изучения основной программы;
  • темы, расширяющие кругозор обучающихся в рамках основных тем обучения;
  • разработка электронных средств обучения по основной школьной программе;
  • творческие разработки художественного содержания;
  • познавательные, из серии «для любознательных» и др.

Все зависит от интересов и фантазии обучающихся и преподавателя. Однако не стоит

забывать, что любая тема проекта хороша, если оно своевременна, т.е. по содержанию находится в рамках изучаемой в данное время темы по предмету.

Если обучающиеся еще не готовы к самостоятельному выбору, преподаватель может распределить темы сам. Но даже в этом случае необходимо обсуждение содержания и формы реализации проекта. Причем обсуждение каждой темы должно происходить коллективно, всеми учениками. По принципу «Одна голова – хорошо, две – лучше». Проект может выполнять каждый ученик индивидуально, а могут быть сформированы творческие группы.

 

Планирование работы.

После определения темы и формы проекта, в процессе обсуждения определяются этапы

выполнения каждого проекта и устанавливаются сроки выполнения. По окончании каждого срока проводится обсуждение предварительных результатов. График работы над каждым проектом желательно вывесить по месту проведения занятий.

Метод проектов может быть реализован:

  • во время кружковой работы согласно расписанию;
  • в домашних условиях, если ученик имеет компьютер и Интернет, необходимо только
  • установить время консультаций;
  • во время урока, если обучающиеся успевают осваивать основную программу и
  • остается время для дополнительных форм работы;
  • во время факультативных занятий, которые ставятся непосредственно в учебное
  • расписание.

Презентация проекта

Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом: мультимедийный продукт, научные или учебные материалы, публицистические материалы, нормативные документы, творческие продукты, мероприятия

 

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:

Для обучающегося

1. Формируются и отрабатываются:  

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
  • Умение работать в группе, в команде
  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с преподавателем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными. Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для преподавателя

1.Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества

2.Преподаватель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

3.Повышается уровень преподавателя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

4.Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма преподавателя.

 Метод проектов – принципиально отличная от других форм технология обучения. При использовании этого метода значительно повышается познавательная активность, интерес к предмету, углубляются и расширяются знания по предмету, прививается и совершенствуется навык самостоятельной работы. Но самое главное – развиваются способности к исследовательской работе, анализу и творчеству, обучающиеся сами учатся «добывать знания», что вряд ли возможно столь эффективно достичь при обучении каким-либо другим методом.

 Презентация

https://drive.google.com/open?id=1xJXjzwJlN4dA5vUsyTkpza71XUgobai9свернуть